Водевиль и мюзик-холл

Слова водевиль и варьете иногда являются взаимозаменяющими. Сам по себе водевиль процветал как форма театра-варьете начиная с 1880 по 1930-е года, пока он не исчез под натиском других современных видов искусства, как, например, пантомимы или танцевального мастерства. Современные историки изображают водевиль как место, где шла борьба против классовой, расовой и половой дискриминации в промышленной Америке, где этот вид развлечений был распространен, пожалуй, больше, чем на исторической родине, в Европе.

По сути американский водевиль представлял собой местный аналог английского мьюзик-холла. В Англии законодательный акт 1737 года утвердил постановку драматических пьес в двух королевских театрах: Дрюри Лейн (Drury Lane) и Ковент-Гардене (Covent Garden). Требованиями к народным развлекательным событиям было привлечь внимание низшего и среднего класса посредством песни, танца и акробатических приемов, а позднее при помощи пантомимы и комических скетчах – все это делалось силами хозяев таверн. Атмосфера, в которой люди закусывали и пили, была насыщена весельем и разухабистым задором. После упадка в 1843 году театров, получивших королевский патент, мьюзик-холлы, наоборот, начали стремительно набирать популярность. Такие личности, как Джозеф Гримальди, Дан Ленно, Беатрис Лили, Морис Шевалье, Эдит Пиаф, Иветт Жильбер и Грейси Филдс стали настоящими звездами, которых публика просто обожала.

В водевиле того времени также можно увидеть методику организации и проведения общественных развлечений того времени. Бенджамин Франклин Кейт был первым американским антрепренером, который, собственно, и использовал термин «водевиль», адаптированный из французского языка. Там выражение vaux-de-vire относилось к народным песням французской провинции Нормандии (долины Вира), которые также называли voix de ville (голосами деревни).

Бенджамин Кейт также считается тем, кто определил формат водевиля. Он и его партнер открыли в Бостоне свой dime museum в 1883 году, а потом пригласили туда выступать людей и дрессировщиков с животными. К середине 1890-х, Кейт и его следующий партнер Эдвард Элби, получили в собственность театры водевилей в Бостоне, Филадельфии, Нью-Йорке и Провиденсе. Кейт говорил, что водевиль отличается от шоу в варьете, бурлеска, представлений менестрелей, так как он нацелен на пробуждение высших культурных чувств, а среди посетителей могли быть женщины и дети. Однако мировоззрение Кейта иногда перекликалось с идеями дискриминации в обществе.

Невзирая на то, что исполнители и зрители уже привыкли к стандартам, задваемым Кейтом и кружком Орфея, который вышел из предприятия Бенджамина в 1927 году, процветали также и малые театры водевилей, у которых была своя аудитория. Обычно это был рабочий класс, иммигранты, чернокожие, которые получали удовольствие от понятного и близкого им юмора. В то время как существовали, кружки, где выступали только чернокожие артисты, они могли присутствовать и в водевилях, которыми управляли белые (это явление впоследствии назвали «белыми временами»). Яркими представителями «черного» водевиля были сестры Витман.

Когда популярность водевилей начала приходить в упадок в двадцатых годах прошлого века, некоторые звезды переняли характерную форму, дав ей новую жизнь на радио, в представлениях в ночных клубах, а позднее, и на телевидении. Среди этих людей были Джордж Бернм, Мильтон Берле, Сара Бернар, Сэмми Дэвис-младший, Керри Грант, братья Маркс, Фил Сильверс и другие.