Как цирк влияет на психику ребенка?

Известно, что у детей нередко формируется симпатия к недобрым и неположительным персонажам. Зачастую родители никак не могут понять, почему их детки копируют привычки и поведение героев сказок, которые должны становиться примером того, как поступать не следует. Причин смешения и путаницы в понятиях может быть несколько. А популяризация ярких шоу с участием животных может стать одной из данных причин. Проведем анализ цирковых представлений с применением животных с известной сказки о Буратино.

Чему можно поучиться у героев?

Если не смотреть на политический подтекст, который сначала вложил в свою сказку автор, одной из целей воспитания этого произведения в условиях современного мира является создание понятия у детей о недопустимости жесткого отношения и эксплуатации других людей, которые слабее. Здесь противопоставляются два героя – Карабас и папа Карло. Карабас, владеющий кукольным театром, демонстрирует жесткое отношение к своим подчиненным, рассматривая их как рабов. Куклы сюда попали насильственным путем, они не имеют свободы, не имеют права выбирать, даже не могут уйти из театра по своей воле. Куклы между представлениями живут в темных ящиках и постоянно страдают. Они должны исполнять на сцене то, что им приказали.

Дети сочувствуют куклам и осуждают Карабаса.

А вот папа Карло открыл этим куклам дверь в совершенно другой мир, где дети сами владеют театром, определяют репертуар, получают возможность жить в отличных условиях счастливой жизнью.

При чем здесь цирк?

Дело в том, что дрессировщик в цирке является тем же Карабасом. Животные в на арене исполняют трюки – здесь они выступают куклами – артистами. Однако они не получают зарплаты, у них нет отпусков, живут они в клетках, они не могут нормально рожать свое потомство и выращивать его в естественных условиях. Получается, что у животных в цирке настолько же плачевная участь, как и у рабов. Они попадают в цирк насильно, у них нет выбора и свободы, они не могут по своему желанию оставить цирк, животные обитают в тесных клетках, часто получают наказание за непослушание. Они должны исполнять на арене то, что им приказывает дрессировщик.

Кроме того, у четвероногих рабов цирка, в отличие от кукол, нет ни единого шанса сбежать и отправиться на свободу. Они либо гибнут в цирковых застенках от стресса и перенапряжения, или уходят «на пенсию» в зверинцы, где будут мучатся до конца своих дней.

Как дети воспринимают цирк?

Дрессировщик, который воспитывает животных, покоряет их, при этом представляется настоящим героем для детей, они восхищаются его смелостью и умениями. Однако звери в этом представлении – всего лишь реквизит. Предложите ребенку сыграть в цирк и спросите – какую роль он выберет. Он вам без раздумий ответит, что хочет стать дрессировщиком.

Ребенок, который знаком с представлениями в цирке с участием животных, может вполне провести аналогию со сказкой «Золотой ключик». Только теперь малышу не захочется ассоциировать себя с жалкими куклами, он станет представлять себя злым тираном – Карабасом.