Виды войск шахматной армии

А теперь познакомимся со всеми родами войск шахматной армии.

Король. Самая важная фигура. Если король погиб, партия проиграна. Цель игры — поставить неприятельского короля в безвыходное положение,  как говорят, объявить ему мат (мат по-арабски — умер).

Король может пойти на любое соседнее поле. «Радиус действия» короля изображен на диаграмме стрелками. Сколько ходов понадобится королю для того, чтобы пройти через всю доску? Подсчитайте! Как видите, немало — целых семь ходов!

Ферзь — второе лицо в шахматном государстве и самая сильная фигура. Взгляните, какой большой выбор полей у ферзя.

Ферзю открыты все пути — и вертикали, и горизонтали, и диагонали. За один ход ферзь переносится через всю доску — от края до края. Однако фигура не обязана мчаться на край доски, она может остановиться на любом попутном поле.

Ладья. Фигура мощная, по силе уступает только ферзю. Движется прямолинейно. Вперед или назад, налево или направо.

Ферзя и ладью называют тяжелыми фигурами. А теперь посмотрим, как движутся легкие фигуры — слон и конь.  

Слон ходит только по диагоналям, вперед и назад. Взгляните еще раз на начальное положение. В каждой армии по два слона, один ходит только по белым диагоналям, другой — по черным. И они никогда не сталкиваются: каждому слону доступна лишь половина доски.

Конь — фигура особенная. Король, ферзь, ладья и слон движутся только по прямым дорогам, а конь — два поля вперед, одно вбок или два поля вбок, одно вперед. И даже два поля назад, одно вбок — так он тоже умеет. Свой прыжок конь обязан выполнить до конца. Замысловато, не правда ли? Не ходит, а, скорее, скачет.

Недаром есть выражение «ход конем». Пусть конь стоит в углу, попробуйте обскакать конем доску так, чтобы по пути он побывал во всех остальных углах и вернулся домой. Сколько ходов вам понадобилось? Если сумели уложиться в двадцать ходов,— отлично.

Вы, наверное, заметили, что конь с белого поля скачет на черное и, наоборот, с черного на белое.

Пешка. Самая слабая боевая единица шахматной армии. Назад пешке пути нет. Она ходит только вперед и только на один шаг.

Правда, в начальном положении, когда пешка еще не двигалась, она имеет право на двойной ход. Заметим, что до последней горизонтали пешка может дойти за пять ходов.

Но путь пешки, увы, не усеян розами. Дорога ей преграждена пешками противника, то и дело она попадает под бой неприятельских фигур. Высокая награда ожидает пёшку, если ей посчастливится добежать до последней горизонтали!

Немедленно, как только она ступит на последний ряд, скромная пешка превращается в фигуру. Она становится грозным ферзем либо иной фигурой по вашему выбору. Не играет роли, что на доске, скажем, есть ферзь: может появиться второй, третий...

Однако королем пешка стать не может.