Театр

Невзирая на то, что современный русский театр это порождение европейской культуры семнадцатого века, более ранние традиции наглядно демонстрируют важность спектаклей в народной жизни. С одиннадцатого по середину восемнадцатого века, баре и крестьяне развелекались благодаря скоромохам – актерам, которые пели, танцевали, исполняли акробатические трюки, устраивали представления кукольного театра и водили зверей. Театр западного образца появился в России в середине семнадцатого века, когда царь Алексей и его двор принимали множество исполнителей разных жанров из-за рубежа. Первый придворный театр функционировал в короткий срок с 1672 по 1676 год.

Театр начала распространятся с ростом западных тенденций в восемнадцатом веке. Кроме придворных театров, появились еще театры общественные, которые процветали по всей стране в первой половине столетия. Первым общественным театром считается Кунцтфюртский, где ставились пьесы с участием немецких актеров с 1702 по 1706 год. Образовательные учреждения основывали школьные театры, самым влиятельным из которых был кадетский. Здесь в 1750-х годах ставили работы Александра Сумарокова, написанные в стиле классицизма. Среди драматических произведений той поры были комедии, поучительные сказки, адаптации библейских сюжетов и пьесы, прославлявшие монархию и Российскую империю.

После создания императорской театральной школы в 1779 году русские профессиональные актеры стали появляться на сцене в больших количествах. Начиная с 1783 года, администрация театров бдила и цензурировала общественную театральную деятельность. Граф Петр Шереметьев и другие дворяне заводили собственные частные театры, которые не подвергались государственному контролю. Денис Иванович Фонвизин считается создателем уникальной русской оперы, наиболее полно выразил свой талант в комедии «Недоросль» (1781). Классицизм сменился сентиментализмом, дававшим чувствам власть над разумом.

При Николае I администрация театров разработала обширный свод правил, которые регулировали все аспекты театральной деятельности. И все же, невзирая на строгую цензуру, пьесы, имеющие острое сатирическое значения, близкие уже к реализму, начали появляться и набирать популярность. Из-за этого изменилась и роль актеров – теперь они старались передать своих героев с большим натурализмом. Эту эволюцию можно было увидеть в Александровском театре в Петербурге и Малом театре в Москве. Именно в последнем выступал Михаил Щепкин – один из величайших русских актеров.

Общественные и провинциальные театры продолжали развиваться и в девятнадцатом веке, но в более скромных масштабах. Зрителей теперь занимали цирки, петрушки и балаганы. Провинциальные театры предлагали огромное разнообразие жанров, чтобы привлечь большую аудиторию. После отмены крепостного права в 1861 году, люди потянулись к городам, и театры взяли на себя просветительскую роль. В главных городах, начиная с 1882 года, стали разрешены частные коммерческие театры.

Без сомнения поворотной точкой русского театра можно считать актера и режиссера Константина Станиславского (1863 - 1938) и Владимира Немировича-Данченко (1858 - 1943). В то время режиссер объединял все части создания пьесы: сценарий, актеров. Движения, костюмы, декорации и свет. Режиссеры старались создать впечатление, что зритель наблюдает настоящих людей во всей психологической глубине реалистических событий. В то время ставились пьесы по Чехову, Горькому, Ибсену и другим авторам. Среди выдающихся деятелей театра в то время можно назвать Ивана Москвитина, Ольгу Книппер и Михаила Чехова. Метод Станиславского, который он тогда отрабатывал со своими актерами, в скором времени был перенят и широко использован на Западе.

Период 1898-1929 годов можно назвать самым богатым для русского театра. Ученик Станиславского, Всеволод Мейерхольд, отверг натурализм и сосредоточился на элементах представления. Он является автором системы биомеханики. «Принцесса Турандот» Евгения Вахтангова объединила в себе натурализм Станиславского и абстракции Мейерхольда. В Камерном театре Александр Таиров создал атмосферу выражения глубочайших эмоций посредством природных движений.

После октябрьской революции 1917 гола, театр получил обновление. Теперь все театры разделялись на две группы: бывшие главные театры стали академическими, получавшими субсидии и известной степени свободу, более мелкие театры контролировали строже и практически не поддерживали. В 1923 году появилась организация, ответственная за цензуру в театре – Главрепетком.

Режиссеры обратились к кубизму и конструктивизму, обратив свое внимание на исполнителей абстракции. Процветали также еврейские театры.

Аматорские труппы возникали в армейских частях, на фабриках и местных клубах. Их представления по большей части имели агитационный характер, а также сообщали новости, поэтому их еще назвали «живыми газетами». В массовых спектаклях, по большей части на историческую тематику, такую как «Штурм Зимнего», аматоры и профессионалы выступали вместе.

Строгость времен советского режима сменилась затем мягкостью постсоветского. Однако шансы на выживание теперь имели только уже сложившиеся театры, труппы, образовавшиеся после девяностых годов прошлого века практически не имели шансов на выживание.

Читайте далее: