Театральная репетиция

Театральная репетиция – это, без чего не может пройти ни одна постановка или спектакль. Само слово «репетиция» пришло к нам с латыни, оно переводится как «повторение». Процесс репетиции предполагает неоднократное повторение и оттачивание действий, которые будут происходить на сцене. Также репетиция помимо повторения ролей актерами включает и полное проигрывание эпизодов.

Как проходят репетиции в театре

Обязательным компонентом репетиции в театре является проверка реквизиторского, костюмерного, гримерного, монтировочного, осветительного, звукового бутафорского цехов.

Руководит репетицией постановщик пьесы, а помогают ему в этом ассистенты. Цель репетиций – при помощи всех театральных компонентов раскрыть задумку, идею режиссера. Обычно за процессом репетиций следит помощник режиссера. Он должен контролировать смену декораций, порядок и время выхода актеров, работу музыки и фонограммы, смену костюмов, световое обеспечение. Помощник режиссера, по сути, выполняет функции организатора, ему нужно контролировать, координировать действия каждого театрального цеха.

Первым этапом репетиции является читка текста по ролям, на протяжении которого может меняться последовательность, структура и количество реплик для совершенного раскрытия идеи спектакля.

Создание обстановки

На следующем этапе отрабатываются действия, проходящие в репетиционном зале. При этом выполняется разметка пространства с целью создания соответствующей обстановки. Декорации в дальнейшем заменяются разными подручными предметами. Актеры на данном этапе вживаются в свои роли, учат тексты, репетируют определенные сценки по частям. Помимо этого проводится постановка танцевальных и вокальных номеров.

Когда все декорации и костюмы подготовлены, репетиции начинают проводиться в театральном зале. Это весьма ответственный этап, на протяжении которого актерам следует привыкнуть к новому пространству в расположении реквизита.

Традиции репетиций

Понятие «традиции» уже давно не считается исключительно фундаментальным. Особенно это касается современного театра. В этом мире вокруг слова «традиции» порой возникают самые настоящие битвы и дискуссии. Одни желают чтить традиции, как иконы, не отступая от уже существующих канонов. А другие думают, что это все тормозит, препятствует дальнейшему развитию театра.

В первую очередь не стоит путать канон и традицию. Русский советский театр, будучи традицией, в начале распада СССР уже стал каноном. Он доминировал над общей системой театрального развития. Спор с традициями перестал развиваться дальше, поскольку театры Мейерхольда, Любимова, Таирова были разрушены. Со времен Сталина все вузы продолжают следовать системе Станиславского. Она считается доминирующей и безальтернативной. Эта традиция превратилась в канон. При этом традиция может быть мертвой или живой, а вот каноны в театре всегда мертвы, поэтому от них нужно научиться отступать.