Шахматная партия

В шахматной партии участвуют лишь два короля  - белый и черный, от начала сраженья и до конца.

Теперь мы знаем, как движутся фигуры по свободным дорогам. А что будет, если путь прегражден? Если на пути короля, ферзя, ладьи, слона и пешки стоит своя фигура,— путь закрыт. Если же на пути стоит чужая фигура,— ее можно взять (побить). Взятие происходит так: неприятельскую фигуру снимают с доски, а бьющая фигура становится на ее место. Все это делается за одни ход. Однако брать необязательно: шахматы — не шашки.

 Какие фигуры и пешки противника могут взять белые, если сейчас их ход? Король может взять черную пешку. Ферзь одновременно атакует три черные пешки. Одна из них беззащитна. Какая? Другую защищает черный король, третью — ферзь. Каждая белая ладья имеет право взять черную ладью, стоящую напротив. Наконец, слои может взять черную пешку.

Представим себе, что ход черных. Посмотрите, какие фигуры и пешки могут взять они?

Пешка берет не так, как ходит: движется вперед прямо, а бить может вкось(по диагонали), вправо и влево, и тоже только впереди себя. На диаграмме белая пешка застопорена черной, но это не мешает ей при своем ходе побить на выбор ладью или коня. Совершив взятие, пешка переходит на соседнюю линию и может двигаться дальше только по ней — до нового взятия. А белая пешка, стоящая на седьмом ряду (горизонтали), может пройти вперед и превратиться в любую фигуру или взять коня и также превратиться в любую фигуру. Вы, вероятно, заметили, что мы рассказали обо всех фигурах, а о коне умолчали.

Это не случайно. Конь умеет то, что не под силу ни одному из подданных деревянных королей и даже самим королям,— он может перескакивать как через свои, так и через чужие фигуры. Главное, чтобы было свободно от своих фигур поле, на которое конь 
собирается прыгнуть. Если на этом поле стоит своя фигура, ход невозможен. А если чужая,— ее можно побить.

Белый конь в углу не имеет хода, а второй белый конь, как будто затерявшийся в толпе черных фигур, чувствует себя превосходно: он может взять на выбор любую из шести черных фигур и пешек или прыгнуть на свободное поле.