Танец

История танца, возможно, насчитывает столько же лет, сколько и история человечества. Ввиду отсутствия описательных памяток, мы можем только догадываться, как выглядели танцы более ранних эпох. Самой ранней рукописью, описывающей танец, является Натья Шастра, где описывается классический индийский танец.

Древняя хроника Шри-Ланки, Махавамса, гласит о том, что когда царь Вилдайя высадился на Шри-Ланке в 543 году до нашей эры, он услышал звуки музыки и увидел танцы, проходившие во время брачной церемонии. Происхождение танца на Щри-Ланке можно, как, впрочем, и в других странах, возводить к традициям племен аборигенов, для которых танец был ритуальным событием.

В европейской культуре, одна из древнейших записей о танце осуществлена Гомером, чья «Илиада» описывает хорею. Ранние греки сделали искусство танца системой, способной выражать самые различные чувства. К примеру, танец фурий был призван привести в ужас тех, кто наблюдал его. Греческий философ Аристотель сравнивал танец с поэзией, и говорил, что некоторые танцоры могут передавать манеры, чувства и действия, руководствуясь ритмом и движениями. Это стало предметом изучения и вдохновения многих греческих скульпторов.

Ссылки на типы танцев стали появляться в письменных документах, начиная с двенадцатого столетия. В них фигурировали такие названия как кароль, ховетанц, эстампи и сальтарелло. За исключением кароля ( круговом или линейном танце) очень мало известно о их музыкальных и хореографических чертах. Более формальные, похожие на процессию танцы привели к образованию бургундского басе и более трудоемкого итальянского бассаданца в пятнадцатом веке. Многие музыкальные произведения того времени, служившие аккомпанементом танцу, можно было разложить на повторяющиеся фрагменты (от трех до семи). Иногда два танца сливались и вторая часть пары была быстрее первой, обладала совсем другим ритмом.

С началом пятнадцатого века в Италии возникли традиции преподавания танцевального искусства и его теории. Отсюда возникли учебники, касающиеся музыки и хореографии. Придворные танцы того времени, такие как калата и стриана, известны своими прыгающими па, а часть танцев, такие как мореска и брандо, считались неподобающими для джентльмена. Новый танцевальный репертуар возник где-то к 1500 году, когда по всей Европе начали выступать профессиональные танцоры соло и танцевальные труппы.

Балет появился как культурное явление только в шестнадцатом веке и вскоре стал настолько популярен, что лица королевской крови специально нанимали учителей, которые бы учили их танцевать балет. К 1700-м годам балет переместился от королевской свиты в Парижскую Оперу, директор которой попытался сохранить балет в устойчивой форме.

В восемнадцатом веке балет повсеместно развивался в Европе. Согласно королевскому предложению появились спектакли, состоящие только из балетного действия. Эта новая форма танца взявшая много из искусственного придворного танца, подчинялась концепции, что искусство должно вдохновлять деятеля имитировать природу. Все это дало в результате костюмирование и хореографию, которые позволяли танцору двигаться свободно и не стесняли экспрессии его тела. К этим новым приобретениям можно также отнести и пуанты: с появлением обуви без каблуков танцоры смогли стать на носок, что тоже служило средством выразительности.

Эра романтизма в начале девятнадцатого века, со своими балетами, сфокусированными более на эмоциях, фантазии и духовном мире, может считаться веком настоящего танца в пуантах. Стоя на кончиках пальцах балерина приобретала божественный вид (воплощением такой танцовщицы была легендарная балерина того времени Мария Тальони), она как бы парила над сценой. В то время мужская фигура на сцене исполняла роль такой себе движущейся статуи, декорации к танцовщице. Изменилась ситуация уже в начале двадцатого века с восходом звезды мужского балета Нижинского.